trance_se (trance_se) wrote,
trance_se
trance_se

Category:

Его величество Цирк (вчера и сегодня)



Давненько уже хотел написать на тему цирка и как-то всё откладывал. Написать хотел потому, что постоянно имею возможность наблюдать в общественном транспорте объявления а-ля "Ура! Цирк приехал!". И как человек, в прошлом имеющий отношение к цирковой культуре и цирку вообще, часто я смотрю на эти объявления с подозрением.

Безусловно, я не могу говорить за всё явление постсоветского цирка в целом, за все коллективы. Каждый из них в чем-то индивидуален. Даже реквизит и подходы отличаются порой настолько, что когда представители одного жанра и даже номера встречаются, им всегда есть чему удивиться и что обсудить. Так вот, пусть меня простят представители некоторых профессиональных трупп, но иногда это совершенно не тот цирк, который я видел. Точнее даже будет сказать - не тот, в котором я вырос, поскольку в цирковую студию одного коллектива меня отдали в 5 лет. (на самом деле, наверное, это самый оптимальный возраст для начала занятий). Не тот по уровню, не те у него подходы и т.д. Вот, хотелось бы поговорить об этом и не только об этом.

Лично мне цирк дал очень много. Начиная с общего физического развития, развития координации и заканчивая тем, что я познакомился со сценой. В процессе занятий формируется особый тип мышления. Цирк - это прежде всего работа, постоянная работа, упорство. Переход количества в качество. Победы над страхами и т.д. И если рассматривать его в качестве основы для физического развития ребенка и формирования определенных качеств, я крайне рекомендую родителям данный вариант, если они пока еще не определились с тем, чем бы ребенка занять и если они не хотят отдавать его в какие-то чисто спортивные секции. Цирк для этого подходит более всего. Потому что в нем сочетается всестороннее физическое развитие и безопасность. Безопасность в цирке - всё. Потому что всегда есть риск. Риск должен быть минимизирован. Особенно этот вариант подходит, если этот ребенок гиперактивный. В рамках подготовки цирковой студии ребенок  так или иначе будет осваивать: акробатику, групповую акробатику, эквилибристику, жонглирование, хореографию (ох, как же мы её не любили!) и различные силовые элементы. Мало ему не покажется, после репетиции будет засыпать как убитый.







Ну а потом, после сотен занятий, рано или поздно ему нужно будет выходить на сцену. И это сам по себе опыт крайне полезный.

kristina_trofimova.jpg


Я закончил заниматься цирком в 16 лет, примерно в 1998 году, то есть, профессионалом в полном смысле слова я не стал. Были определенные причины. Возможно, я как-нибудь расскажу о них позднее, тем более, что отчасти причиной являлись как раз те изменения, которые произошли с цирком. Ну так вот, когда я из цирка ушел, у меня на тот момент уже были определенные достижения, заслуги, награды. Я являлся лауреатом и дипломантом различных городских, областных и всероссийских конкурсов и фестивалей. Со своим номером мне удалось съездить на множество гастролей, в том числе - в тогда еще советский Таджикистан. Я получил крайне ценный опыт, мощные впечатления и незабываемые воспоминания. Я не могу сейчас представить, кем бы я был, если бы не цирк и не мои художественные руководители и преподаватели.

Иногда, когда в компаниях заходят разговоры о цирке, я слышу от некоторых презрительные реплики, что-то типа: "кто в армии был, тот в цирке не смеется" или "был в цирке - не смеялся". Тут мне часто непонятно, почему эти люди сводят цирк к чисто комической клоунской составляющей. Можно только сделать вывод о том, что люди, наверное, и цирка то не видели.

Вот, кстати, весьма интересный номер - эквилибр на стульях.


В общем, или они цирка не видели, или видели тот самый "не тот" цирк. потому что, комическая составляющая цирка вовсе не доминирует. Хотя и весьма важна. Согласно цирковой традиции, клоун - самый уважаемый человек в коллективе, это да. И как правило - руководитель коллектива или один из них. Представления могут быть устроены по разному, но как правило, за то, как оно будет проходить и за решение всех форс-мажоров отвечает именно он. Иногда - в роли ведущего. Бывает даже так, что клоун может выполнить на неком среднем уровне почти все номера программы, если кто-то из артистов не смог выступать. А там ведь весьма разные бывают жанры, начиная с эквилибристики и заканчивая той или иной акробатикой.

Вот, кстати, прекрасный ролик про советского клоуна Леонида Енгибарова. Это - высший класс. Обожаю его. Наверное так же как и Деда - Юрия Владимировича Никулина (в цирке его имя звучит как "Отец").



Так почему нынешний цирк иногда "не тот"? Моё мнение по этому поводу следующее -  рынок оказал на него немалое влияние, как и на многое в нашей жизни. Влияние не лучшее. Я не могу сказать, что в СССР не было каких-то таких, проявлений. Нет, безусловно, они были. Начали появляться уже с годов 70-х, а может быть и ранее. Но всё же, в основе своей, советский цирк был другой и задавал иные стандарты. Как я уже говорил, я не могу говорить за все нынешние коллективы. И за весь цирк в СССР говорить тоже не могу, СССР был большим государством и на различные региональные коллективы накладывалась так или иначе местная специфика. Но мне хотелось бы сказать о том, что я видел, что я застал. Я сколько-то поездил по фестивалям, видел разные коллективы, видел разницу подходов. Что-то я рассказать очень даже могу.



(Весьма непростой номер - свободная проволока. На ней, например, во время исполнения номера могут делать кувырки. Говорили мне, кто-то даже сальто исполнял, но сам я не видел)

Единственное, про что я не могу и не буду рассказывать, так это про цирк с животными. Это для меня совершенно незнакомая тема и я даже не очень это направление воспринимаю. Для меня есть цирк и есть отдельное явление под названием цирк с животными. Второе меня всегда мало интересовало. Нет, есть конечно и суперпрофессиональные коллективы в этом направлении, и профессионалы экстра класса, но я, вообще-то, не про них. Я хотел сказать про то, что вот этим некоторые малые цирковые коллективы сегодня "отличаются".

Vesennie-zabavy-6.jpg

(Вполне возможно, на приведенном фото неплохие цирки с животными, но, порой, в передвижных цирках по стране можно видеть не очень хорошие примеры.)

Как-то так получилось, что я попал на концертную программу одного цирка-шапито, название сейчас, к сожалению, не вспомню. Думал - ну вот, сейчас окунусь в такой знакомый мне мир, получу кучу эмоций, уйду довольным. К сожалению, в процессе просмотра представления я обнаружил, что концертная программа была откровенно слаба. По художественной реализации, по технике исполнения, по подходу к реализации номеров в целом. Я не был художественным руководителем, не могу оценить в полной мере, но мне очень не понравилось. То, что делали мы в рамках любительского цирка было гораздо интереснее, художественнее и красивее.



(Вот, например, представительница отличного профессинального забайкальского передвижного цирка, у которого в программе есть и животные)

И не понравилось мне именно то, что, в основном, программа цирка строилась на работе с животными, а все остальное, как ни странно, было как будто чем-то дополнительным. Зато зверушек было полно. Всяких-разных, летающих, плавающих, прыгающих и скачущих. И при этом всём богатстве я не увидел какого-то особого мастерства дрессировщиков. Возникло такое подозрение, что просто понакупали зверушек и стали их показывать за деньги в рамках демонстрации псевдоцирковой программы. Попутно не очень заботясь о всех остальных составляющих. С моей точки зрения - являющихся ключевыми. И понять-то можно, почему решили так сделать. Потому что, зачастую, основные посетители цирка - дети. А им зверушки нравятся.



Можно еще в антрактах и после представления за деньги нафотографироваться с животными всласть и напродавать всякого, шариков, свистулек, конфет и прочего. Чем и занялся данный коллектив, на представлении которого я присутствовал.

cirk_ufa17.jpg
(Оживленная торговля в антракте (или после представления) - у детей глаза разбегаются)

Я уж даже не касаюсь тут методов дрессировки животных, это действительно больная тема. Возможно, у меня цирк с животными вызывает отторжение именно потому, что я немного видел всё это с другой стороны кулис. Скажу сразу - никаких ужасов лично я не видел, но надо понимать - чтобы человеку справляться с множеством зверей, ему нужно над ними доминировать, а для этого самому надо немного выпустить зверя. И нельзя сказать, что это плохо, просто так нужно. Нет, конечно, есть разные школы, Куклачев вот, говорят, с кошками как будто играет, но все-таки, есть разные уровни той же дрессировки и школы разные. И Дрессировщики тоже весьма разные бывают. Тем более, когда это работа, с помщью которой надо семью кормить. Так что, "та сторона" бывает иногда весьма специфическая. Но, повторюсь - подход к работе с животными может кардинально отличаться. Я бы не хотел говорить, что цирк с животными - это плохо. Просто это что-то, с чем я сталкивался мало и от моего цирка далекое.

И вот, смотря на подобное, можно вспомнить, что в Советском Союзе существовала совершенно невероятное по своему уровню явление именно любительского, непрофессионального цирка, где животных не было вообще. Примерно с 5 до 8 лет я занимался в цирковой студии, проходил, так сказать, первоначальную подготовку. Студия подготавливает детей, и когда, в какой-то момент, кто-то из них проявляет определенный интерес к какому-то номеру или жанровому направлению, его уже можно переводить в коллектив, это уже будет следующий уровень. Ну так вот, когда я перешел из студии в коллектив, у нас на всех участников профессионалов было наверное человека два. И то, это были руководители, отдавшие цирку жизнь. Остальные - это были дети и взрослые, для которых это было увлечением. Дети, понятно, а вот взрослые приходили на репетиции после работы, например - на заводе. У коллектива существовала концертная программа, которая, на мой взгляд, вполне себе дала бы фору программам некоторых профессиональных цирков. Об этом мне в свое время говорили именно профессионалы.



(На фото, я так понял - любительский коллектив Дворца культуры имени 1 мая в Красноярске)

Ну как, интересный разговор? Cтоит ли продолжать? ) В цирковой жизни есть нюансы, например, которые человек, от этой темы далекий, наверное и не узнает никогда.

А вот мой жанр - эквилибр на катушках. У меня был подобный классический номер. Пять катушек - максимальная конструкция. Пятерку я взял, правда, уровень был, честно скажу - несколько пониже, чем у этого исполнителя. В какой-то момент я начал его поднимать, но... Жизнь распорядилась иначе и направила меня по другому пути. А мог бы освоить техники, что показываются в ролике.



Tags: цирк
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments